Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее – Управление) с целью исключения нарушения законных интересов граждан и юридических лиц, сообщает следующее.

С 01.03.2025 действие Закона № 218-ФЗ1 будет обусловлено новыми положениями, дополненными Законом № 487-ФЗ2.

С указанной выше даты статья 26 Закона № 218-ФЗ будет действовать в новой редакции, согласно которой регистрационные действия должны быть приостановлены в случае если:

  • в ЕГРН3 отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка, являющегося предметом договора, на основании которого осуществляются государственная регистрация прав, ограничение прав, обременение земельного участка, за исключением осуществления государственной регистрации сервитута;
  • в ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства (за исключением случаев, если такое сооружение является линейным объектом или такой объект незавершенного строительства является линейным объектом, строительство которого не завершено), для осуществления государственного кадастрового учета которых и (или) государственной регистрации прав на которые подано заявление, кроме случаев, если заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подано в связи с прекращением существования таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.

Следует отметить, что внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке или объекте капитального строительства по заявлению правообладателя или заинтересованного лица на основании правоустанавливающего документа на такой объект недвижимости без предоставления межевого или технического плана не допускается.

При этом в случае, если техничский или межевой план не будет представлен, вышеуказанные заявления и документы будут возвращены без рассмотрения (часть 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ в редакции с 01.03.2025).

Обращаем внимание на то, что в случае, когда заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте поступило от уполномоченного органа, в результате выполнения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ, предоставление межевого или технического плана не потребуется.

1 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

2 Федеральный закон от 26.12.2024 № 487-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3 Единый государственный реестр недвижимости

 

Правила о необходимости предоставления межевого или технического плана не применяются также в случае, если заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости с прилагаемыми документами подано заинтересованным  лицом, в том числе правообладателем объекта недвижимости, кадастровым инженером или уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа или поселения (либо представителями указанных лиц), по месту нахождения объекта недвижимости, расположенного в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, и это заявление подано в связи с необходимостью последующего выполнения в отношении такого объекта недвижимости данных работ.

В связи с вышеизложенным, органам местного самоуправления, задействованным в проведении мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимого имущества, предусмотренных положениями Закона № 518-ФЗ4, в срок до 01.03.2025, необходимо провести анализ ранее учтенных объектов недвижимого имущества, включенных в План-график проведения мероприятий по выявлению ранее учтенных объектов недвижимого имущества5, снятых с государственного кадастрового учета в связи с невозможностью идентификации их на местности и с целью недопущения нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц провести дополнительные мероприятия предусмотренные пунктом 2 части 14 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ.

4 Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5 План-график проведения работ по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимого имущества, утвержденный Вице-губернатором-заместителем председателя Правительства Оренбургской области по экономической и инвестиционной политике-министром экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области Петуховым И.Е. 21.11.2022

 

***

О вступлении в силу Закона № 370-ФЗ1

Ранее Закон № 137-ФЗ3 был дополнен положениями статьи 3.8, предусматривающей возможность упрощенного бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых располагаются жилые дома, которые используются гражданами для постоянного проживания и возведены до 14 мая 1998 года.

С даты вступления в силу Закона № 370-ФЗ (09.11.2024) положения статьи 3.8 Закона № 137-ФЗ применяются и в отношении домов блокированной застройки, соответствующих признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если количество таких домов, возведенных до 14 мая 1998 года, в одном ряду не превышает двух.

При совокупности вышеуказанных условий, образование земельного участка, на котором расположен жилой дом или дом блокированной застройки, если количество блоков в одном ряду не превышает двух,

возведенных до 14 мая 1998 года, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка в случае, если отсутствует утвержденный проект межевания территорий, предусматривающий образование такого земельного участка, либо утвержденный проект межевания не предусматривает образование такого земельного участка.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка должно отвечать требованиям, установленным пунктом 4 статьи 3.8 Закона № 137-ФЗ.

При этом к вышеуказанному заявлению прилагаются:

  1. схема расположения земельного участка (в случае, если земельный участок подлежит образованию);
  2. документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;
  3. документ, подтверждающий подключение (технологическое присоединение) жилого дома (дома блокированной застройки) к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) подтверждающий осуществление оплаты коммунальных услуг;
  4. документ, который подтверждает проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации жилого дома до 1 января 2013 года и из которого следует, что заявитель является правообладателем жилого дома (дома блокированной застройки) либо заказчиком изготовления указанного документа и жилой дом возведен до 14 мая 1998 года;
  5. документ, подтверждающий предоставление либо передачу иным лицом земельного участка, в том числе из которого образован испрашиваемый земельный участок, заявителю;
  6. документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства в жилом доме (доме блокированной застройки) до 14 мая 1998 года;
  7. выписка из похозяйственной книги или из иного документа, в которой содержится информация о жилом доме (доме блокированной застройки) и его принадлежности заявителю;
  8. документ, выданный заявителю нотариусом до 14 мая 1998 года в отношении жилого дома (дома блокированной застройки), подтверждающий права заявителя на него.

В случае отсутствия всех выше названных документов заявитель прилагает только тот документ, который у него имеется.

Если в отношении жилого дома или дома блокированной застройки не осуществлен государственный кадастровый учет к заявлению прилагается технический план объекта капитального строительства.

Истребование дополнительных документов при наличии у гражданина документов, предусмотренных подпунктами 3 - 8 пункта 5 и пунктом 6 статьи 3.8 Закона № 137-ФЗ, а также требование подтверждения, в том числе в судебном порядке, использования не допускается.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления:

  1. проводит осмотр жилого дома в целях подтверждения его наличия на испрашиваемом земельном участке (результаты осмотра жилого дома фиксируются актом осмотра4 );
  2. осуществляет опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов либо законов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, извещения о предоставлении земельного участка, указанного в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка, обеспечивает размещение такого извещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного органа, а также на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположен земельный участок.

В случае, если по итогам рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, подача заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также документов, предусмотренных настоящей статьей, не требуется.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образованного на основании указанного решения, осуществляется после его постановки на государственный кадастровый учет и не позднее двадцати рабочих дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления технического плана жилого дома, расположенного на таком земельном участке (за исключением случая, если на момент осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в отношении жилого дома осуществлен государственный кадастровый учет жилого дома).

Основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в пункте 12 статьи 3.8 Закона № 137-ФЗ.

Обращаем Ваше внимание на то, что положения статьи 3.8 Закона № 137-ФЗ не распространяются на многоквартирные дома и дома блокированной застройки с количеством таких домов, возведенных до 14 мая 1998 года, в одном ряду более двух.

В дополнение отмечаю, что в случае, если до 01.03.2022 в ЕГРН были внесены сведения о блоках в качестве квартир в жилых домах блокированной застройки, и зарегистрированы права на такие являющиеся блоками квартиры, право общей долевой собственности собственников таких квартир на земельный участок, занятый этим жилым домом блокированной застройки и образованный до вышеуказанной даты в соответствии с жилищным законодательством, сохраняется. В отношении указанного земельного участка может осуществляться его раздел, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных частью 5 статьи 16 Закона № 476-ФЗ5.

 

[1] Федеральный законот от 29.10.2024 № 370-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[3] Федеральный закон от 25.102001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

[4] Приказ Росреестра от 23.03.2022 № П/0100 «Об установлении порядка проведения осмотра жилого дома в целях предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, формы акта осмотра жилого дома в целях предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»

[5] Федеральный закон от 30.12.2021 № 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»